Tes.tudo db » — Final Fantasy V [1992, JRPG]

Final Fantasy V [1992, JRPG]

Платформа: Super Nintendo, , Game Boy Advance
Даты выхода: 6 декабря 1992 (Япония, Super Nintendo), 19 марта 1998 (Япония,
Жанр:
Разработчик: Square Co., Ltd.
Издатель:
Носители: Super Famicom — 16 мегабитный картридж, PlayStation -1 CD-ROM, Game Boy Advance- Картридж
Язык игры: русский (RGR Studio)

Описание:

Final Fantasy V — японская ролевая игра от компании Square, вышедшая в 1992 году на Super Famicom эксклюзивно в Японии. Позже с небольшими поправками была портирована на PlayStation и Game Boy Advance и издана на западе. Также существует сиквел к игре в виде аниме OVA под названием Final Fantasy: Legend of the Crystals.

Действие Final Fantasy V разворачивается в фэнтези-мире, чей баланс поддерживают четыре кристалла стихий. Главный герой, молодой путешественник по имени Бартц, знакомится с принцессой Ленной, отец которой отправился в хранилище Ветряного Кристалла и не вернулся. Вскоре герои узнают, что Кристалл уничтожен, и миру грозит опасность. Теперь им, чтобы спасти его, при помощи верных соратников предстоит отправиться в долгое и опасное путешествие.

Final Fantasy V вышла всего на год позже предыдущей части серии и во многих отношениях оказалась довольно посредственной. Тем не менее, игра отличилась крепким сюжетом и геймплеем, а также оригинальной системой работ, позволяющей заниматься кастомизацией персонажей. Всего в Японии было продано около двух миллионов копий оригинальной игры.

Издатели:

Super Nintendo: Square
PlayStation: Square (Япония), Square Electronic Arts (США), SCE Europe (Европа)
Game Boy Advance: Square Enix (Япония), Nintendo of America (США), Nintendo of Europe (Европа)

Даты выпуска:

Super Nintendo — 6 декабря 1992
PlayStation: 19 марта 1998 (Япония), 30 сентября 1999 (США), 17 мая 2002 (Европа)
Game Boy Advance: 12 октября 2006 (Япония), 6 ноября 2006 (США), 13 апреля 2007 (Европа)

Игровой процесс:

Final Fantasy V демонстрирует достаточно традиционный геймплей для японских ролевых игр тех времён, не лишённый, тем не менее, свежих оригинальных идей. Система Active Time Battle, созданная геймдизайнерами Хироюки Ито и Акихико Мацуи ещё для предыдущей игры сериала, здесь получила своё развитие: теперь игроку стали видны шкалы активности каждого из персонажей, при полном заполнении которых появляется меню команд, где можно отдать указание готовому к действию персонажу: атаковать оружием, использовать магию, сменить обмундирование, позицию на поле боя и прочие опции (ранее шкалы активности на экран не выводились, и было непонятно, который из героев будет действовать следующим). Позже разработчики взяли на вооружение этот элемент геймплея при создании последующих частей Final Fantasy и других игр Square, таких, например, как Chrono Trigger. Очки опыта начисляются по тем же принципам, что и раньше, — каждый герой получает определённое количество после победы над противниками, в результате чего повышаются уровни персонажей и их персональные характеристики, такие как сила, скорость, очки жизней и маны. Экипировка и магия (за исключением призываемых существ) свободно продаются в городских магазинах и приобретаются за деньги, получаемые в ходе исследования многочисленных данженов. Кроме магазинов в каждом городе присутствует гостиница, где можно отдохнуть, восстановив тем самым жизни и магию, а также различные неигровые персонажи, своими репликами помогающие лучше разобраться в особенностях сюжета. Путешествовать по миру можно как пешком, так и на чокобо, летающем драконе, воздушном корабле или внутри подводной лодки.

Помимо основной сюжетной линии в игре представлены некоторые дополнительные, побочные квесты, позволяющие заполучить лучшее оружие, доспехи и т. п. Final Fantasy V стала первой игрой серии, где появились секретные боссы, по силе на порядок превосходящие финального, и места, пройти которые требуется за ограниченный временной промежуток, причём учитывается даже время, потраченное на сражения. Если таймер приходит к нулю, игра сразу же заканчивается, аналогично как и при гибели всех персонажей в битве. Примечательно, что в зависимости от того, какие персонажи выжили во время схватки с последним боссом, варьируется концовка игры.

Система профессий:

Главной особенностью Final Fantasy V является оригинальная система развития персонажей, разработанная Хироюки Ито на основе схожей системы из Final Fantasy III. Партия в игре состоит всего из четырёх героев, однако для каждого из них доступны так называемые профессии (jobs), классы развития с уникальными навыками, приобретаемые посредством накопления специальных очков Ability Points, получаемых после победы над врагами. Каждый герой начинает путешествие свободным от профессий, но затем может получить один из 22-х классов (26-и в версии для Game Boy Advance), некоторые из которых, такие как синий маг, временной маг или мим впервые появились именно в этой части, добавляя в сражения новые элементы. Доступными все они становятся не сразу, а в течение игры, после нахождения осколков волшебных кристаллов. Способности профессий используются не только в сражениях — некоторые из них работают автоматически и действуют во время исследования данженов, так, способность вора «Внимание» защищает партию от внезапного нападения со спины.

Примечательно, что сменить выбранную профессию можно в любой момент, а выучив все способности, персонаж обретает статус мастера данного класса, что позволяет ему пользоваться выученными приёмами даже при смене профессии. К примеру, если установить какому-либо герою профессию рыцарь, и ранее он уже успел в мастерстве овладеть некоторыми навыками чёрного мага, можно добавить ему эти навыки в командное меню и применять в качестве альтернативы навыкам рыцаря. Столь обширные возможности комбинирования добавили игре вариативности с одной стороны и сложности с другой, что во многом послужило причиной малой популярности игры на Западе.

Сюжет

Мир:

Действие Final Fantasy V разворачивается в трёх вымышленных мирах: родной для героев, параллельный и третий, образовавшийся после слияния первых двух. В древности мир существовал едино, однако за тысячу лет до начала событий игры его целостность была поставлена под угрозу из-за субстанции известной как «Пустота» (англ. Void, vɔɪd; яп. 無, Mu), созданной злым магом по имени Энуо. При помощи двенадцати легендарных оружий людям удалось победить Энуо, но Пустота оказалась неуничтожаемой — чтобы справиться с ней, люди разделили восемь элементальных кристаллов по четыре, что привело к расколу мира на две части и запечатыванию Пустоты в пространстве между ними. Долгое время оба мира существовали в равновесии и гармонии, поддерживаемых кристаллами стихий, пока однажды в лесу Мур не был рождён злой дух, известный как Эксмерть (англ. Exdeath, eksdeƟ), главный антагонист игры, вознамерившийся уничтожить всё сущее. Однако группа героев, названных «четырьмя воинами рассвета», победила его, использовав силу тех же элементальных кристаллов. Вновь воцарилась гармония, но, как оказалось, лишь на тридцать лет.

Сюжет:

История игры начинается с того, что король государства Тайкун (Tycoon), обеспокоенный прекратившимся дуновением ветра, отправляется в хранилище ветряного кристалла, чтобы выяснить причину катаклизма, но обратно не возвращается. При этом его дочь, принцесса Ленна, беспокоясь за судьбу отца, следует по следам короля. В это же время неподалёку от замка на землю падает метеорит, а молодой путешественник Бартц, случайно оказавшийся поблизости, идёт проверить, что случилось. Рядом с местом падения он встречает Ленну и помогает ей отбиться от неожиданно напавших гоблинов. Девушка посвящает его в курс дела, и Бартц решает сопровождить её, а вскоре у них появляется третий компаньон — старик Галуф, страдающий амнезией. Дорога к хранилищу оказывается недоступной из-за упавшего метеора, и героям приходится воспользоваться обходным водным путём, в чём им помогает капитан пиратов по имени Фарис. Добравшись до места назначения, персонажи обнаруживают, что кристалл разбит на осколки. Появляется голограмма короля, который объясняет героям, что отныне они — избранные, воины, которым суждено победить Эксмерть и тем самым помешать древнему злу уничтожить мир.

Вчетвером персонажи отправляются путешествовать по миру в попытках сохранить оставшиеся три кристалла, но все они оборачиваются неудачей, и тогда на их пути появляется Крил, внучка Галуфа, благодаря которой к старику возвращается память. Становится ясно, что он родом из параллельного мира, вместе с Крил Галуф решает вернуться домой. Оставшись втроём, Бартц, Ленна и Фарис, обращаются за помощью к инженерам Сиду и Миду, и, посредством изобретённого ими механизма, отправляются вслед за другом. После некоторых злоключений, героям наконец удаётся добраться до замка Бал (Bal), правителем которого оказывается не кто иной, как Галуф. Выясняется, что в своё время он был одним из «четырёх воинов рассвета» и противостоял злу бок о бок с отцом Бартца. Вместе персонажи совершают путешествие к мудрому Гидо (Ghido), гигансткой черепахе, живущей в подводной пещере, он объясняет им происхождение Эксмерти. Герои отправляются в лес Мур, к древнему дереву, где уничтожают наложенные печати, но в этот момент появляется сам Эксмерть, уже получивший силу кристаллов. На помощь героям приходит Крил, однако злодей окружает её огненным кольцом и собирается убить. Галуф выручает внучку и, лишившись последних сил, сражается с Эксдэсом, пока тот не отступает. От полученных ран старик умирает на руках у друзей, передав все свои способности Крил.

Партия отправляется в замок Эксмерти и побеждает его, но три последних кристалла разрушаются, и оба мира сливаются в один. Выясняется, что Эксмерть обрёл силу Пустоты, заключённую в пространстве между мирами, и поглощает целые города и королевства. Теперь для того, чтобы его победить, героям необходимо собрать двенадцать легендарных оружий, с помощью которых тысячу лет назад был побеждён Энуо. Справившись с этим заданием, герои добираются до самой Пустоты и в сражении сталкиваются с Эксмертью, который принял свою истинную форму — дерева, захваченного злым духом. При поддержке четырёх воинов рассвета и короля Тайкуна, героям удаётся выжить в Пустоте и одолеть врага. После этого антагонистом завладевает Пустота, превращая его в Нео-Эксмерть, сущность, намеренную уничтожить всё сущее, в том числе и саму себя. Персонажи вновь одерживают победу, на этот раз окончательную, и к уничтоженным кристаллам возвращается их изначальная форма.

Персонажи:

Из-за особенностей боевой системы в Final Fantasy V главных персонажей всего лишь пятеро, каждый из которых, тем не менее, обладает индивидуальностью и характером.
Бартц Клаузерр — главный герой игры, молодой юноша, путешествующий по миру вместе со своим чокобо Боко (Boco). Случайно оказывается рядом с местом падения метеорита, что в итоге полностью меняет его жизнь.
Ленна Шарлотта Тайкун — принцесса государства Тайкун. Смелая девушка, не побоявшаяся отправиться на поиски своего пропавшего отца, что приводит к её знакомству с Бартцем.
Галуф Халм Бальдесион — старик, которого Бартц и Ленна обнаруживают на месте падения метеорита. Страдает амнезией и решает присоединится к Бартцу и Ленне, пока его память не восстановится.
Фарис Шервиц — капитан пиратского корабля, скрывающая ото всех, что на самом деле является девушкой. Её корабль может передвигаться без помощи ветра благодаря ручному дракону Фарис, к которому она очень привязана.
Крил Майер Бальдесион — внучка Галуфа. Может разговаривать с муглами, драконами, чокобо и другими животными.

Разработка:

Руководителем проекта стал создатель Final Fantasy Хиронобу Сакагути. Дизайном персонажей и логитипа занялся до этого неоднократно работавший с серией Ёситака Амано, в то время как над монстрами потрудился тогда ещё новичок Тэцуя Номура. Как позже заявил Амано, дизайн Фарис наравне с Террой из Final Fantasy VI он считает своими лучшими работами в серии.

Аудио:

Саундтрек к Final Fantasy V был написан Нобуо Уэмацу и включал в себя 56 композиций, в то время как в вышедшем одновременно с игрой двудисковом альбоме насчитывалось 67 треков, а изначально, как признался Уэмацу, было написано более сотни композиций.
В общей сложности, к игре вышло три музыкальных альбома, не считая Final Fantasy 5+1, включавшего в себя пять композиций из игры, а также Matoya’s Cave, прозвучавшую в Final Fantasy I. Первый из них, Final Fantasy V Original Sound Version вышел 7 декабря 1992 года, его длительность составляла 2 часа 8 минут 30 секунд. 25 марта 1993 года вышел Final Fantasy V Dear Friends, впоследствии дважды переиздававшийся. насчитывающий 14 избранных треков из игры в новой аранжировке с использованием живых инструментов и вокала, представленного финской группой Angelit. 21 июня этого же года был выпущен Piano Collections Final Fantasy V. Альбом включал в себя 13 композиций из оригинальной игры в аранжировке Сиро Сато и исполнении Тосиюки Мори и позже также переиздавался. Через некоторое время был выпущен ещё и Final Fantasy V: Mambo de Chocobo, куда попали четыре трека, не вошедшие в игру.

Попытки ранней локализации:

Изначально выход Final Fantasy V на западе был запланирован вскоре после японского релиза. Игра должна была выйти в США под названием Final Fantasy III, однако релиза так и не состоялось, и наименование перешло к вскоре вышедшей Final Fantasy VI. По словам переводчика Тэда Вулси, локализаторы изменили свое мнение, решив, что игру нельзя назвать подходящей для среднестатистического западного геймера. Позже возникли планы всё же выпустить игру за пределами Японии в 1995 году под названием Final Fantasy Extreme, специально для опытных игроков, которые смогли бы оценить оригинальность боевой системы, однако по неизвестным причинам проект заглох.

В 1997 году Square наняла занимающуюся видеоиграми студию Top Dog Software для портирования оригинальной игры на PC, с последующим релизом в США, но в итоге проект также был закрыт. В этом же году группой фанатов-энтузиастов RPGe был выпущен патч для образа ПЗУ с полным переводом на английский язык, который можно было свободно скачать из Интернета. Существует мнение, что это первая RPG, полностью переведённая любителями.

Переиздания

Порт на PlayStation:

19 марта 1998 года Final Fantasy V была портирована на PlayStation, а в 1999 вошла в состав Final Fantasy Collection вместе с Final Fantasy IV и Final Fantasy VI. В целом порт почти не отличался от оригинала за исключением FMV-роликов в начале и конце игры и возможности сохранения во внутреннюю память. В этом же году в Северной Америке состоялся релиз Final Fantasy Anthology, включавшая в себя PlayStation-версии Final Fantasy V и Final Fantasy VI. Это была первая игра, выпущенная за пределами Японии через семь лет после своего изначального релиза. В 2002 году порт Final Fantasy V на PlayStation был издан в Европе и Австралии, на этот раз в комплекте с Final Fantasy IV.

В англоязычной версии игры претерпели изменения имена героев, например, Бартц (Bartz) стал Батцем (Butz), а Гилль (Gill) — Гуидо (Guido). Кроме того, в речь Фарис стал присутствовать пиратский говор, которого не было в оригинальном сценарии.

В 2000 году Sony опубликовала список PlayStation-игр, несовместимых с их недавно вышедшей PlayStation 2. Туда была включена и Final Fantasy Anthology из-за графической ошибки, иногда появлявшейся при попытке сохранить игру. Тем не менее Square гарантировала, что полностью несовместимой игру с новой консолью назвать нельзя.

Порт на Game Boy Advance:

Второй раз Final Fantasy V была переиздана на Game Boy Advance под названием Final Fantasy V Advance. В Японии порт вышел 12 октября 2006 года, в США — 6 ноября 2006 года, в Европе — 20 апреля 2007 года. Графика и интерфейс в игре были обновлены, что соответствовать разрешению экрана Game Boy Advance. Основные нововведения включили в себя 4 новых класса (Гладиатор, Канонир, Некромант и Оракул), новое бонусное тридцатиэтажное подземелье и дополнительную местность под названием «Обитель Мертвых». Персонаж Энуо, ранее лишь упоминавшийся в предыстории, появлялся в качестве опционального босса, причем его дизайн был разработан не Ёситакой Амано, а Тэцуей Номурой. Также были добавлены бестиарий, музыкальный проигрыватель, функция быстрого сохранения и дополнительная экипировка. Как и другие предшественницы Final Fantasy V, портированные на GBA, игра была заново переведена на английский. Помимо прочего, новый перевод включал в себя непривычные отсылки к американской поп-культуре.

Отзывы и критика:

Общемировые продажи оригинальной Final Fantasy V составили около 2.45 миллионов копий, в то время как тираж североамериканской версии Final Fantasy Anthology составил около 364.000 экземпляров. Поскольку вплоть до 1999 года, Final Fantasy V не выходила за пределами Японии, многие англоязычные критики оценивали Final Fantasy Anthology как единый продукт, не разделяя обе входившие в него игры. GameSpot выставил оценку 8.1 из 10, заявив, что «не считая посредственной комплектации и некоторых заскоков эмуляции, трудно не полюбить Final Fantasy Anthology». IGN оценил сборник на 9/10, отметив устаревшую графику и невероятно увлекательную Систему Работ. RPGFan к антологии отнесся довольно критично, основываясь на полном клише сюжете, слабо проработанных персонажах и неудовлетворительном качестве звука в Final Fantasy IV, поставив таким образом оценку в 75 %. RPGamer отметил, что графика, система меню и управление в игре куда лучше, чем в Final Fantasy IV, однако из-за «раздражающе высокой частоты случайных столкновений с врагами», «посредственного музыкального сопровождения» и «блеклой» цветовой палитры оценка составила лишь 5 из 10. В марте 2006 года Final Fantasy V заняла почётное пятнадцатое место в составленном читателями списке ста лучших игр всех времен в популярном журнале Famitsu.

Когда вышла Final Fantasy V Advance, Gamespot охарактеризовал её «лучше, чем когда бы то ни было», основываясь на адаптированном под локализацию сценарии и расширенных возможностях. Nintendo Power заявил, что «на PlayStation Final Fantasy V смотрелась посредственно, в то время как версия для GBA способна доставить настоящее удовольствие благодаря значительно лучшему переводу и новым возможностям». На Metacritic Final Fantasy V Advance был выставлен крайне высокий балл в 85 %.

Аниме-сиквел:

В 1994 году в Японии вышел аниме-сиквел к игре в формате OVA под названием Final Fantasy: Legend of the Crystals. Его созданием с разрешения Square занялась известная студия Madhouse Studios. Всего вышло четыре эпизода по тридцать минут каждый, занявшие две VHS кассеты. В 1998 году Final Fantasy: Legend of the Crystals было выпущено в США. Действие аниме разворачивается два столетия спустя после событий оригинальной игры, а в роли главных героев выступают совершенно новые персонажи, тем не менее, очень похожие на своих предшественников, которые отправляются против нового зла. Несмотря на то что прямой связи между игрой и сиквелом нету, последний содержит множество отсылок к оригиналу, в том числе и комедийного характера.

Скриншоты:

Русские скрины просто не нашел.

Скачать Final Fantasy V (Версия для PS)

Комментарии (1).